Сюжет

Нажмите, чтобы увеличить

Трижды оскароносец Джек Николсон играет детектива из отдела по расследованию убийств из Невады Джерри Блэка, который перед самым уходом на пенсию добровольно берётся за ещё одно, последнее дело. "У меня ещё шесть часов", - настаивает Джерри и предлагает свои услуги эксперта на месте преступления. Он даёт клятву матери убитой девочки (Патришиа Кларксон), которая навсегда изменит его жизнь. "Это - одна из пограничных ситуаций для моего героя, и он должен решить, как ему вести себя с этими людьми", - говорит Джек Николсон. "Здесь сошлось всё - нежелание Джерри покидать "профессиональную" сцену своей жизни, грандиозность преступления и вызванных им эмоций в семье жертвы".

Следуя данной клятве, Джерри присутствует при допросе подозреваемого Тоби Джея Уодено (Бенисио Дель Торо), которого опознали в тот момент, когда он скрывался с места преступления. Детектив Стэн Кролак (Аарон Экхарт) вытягивает из бывшего зэка сомнительное признание, после чего тот вышибает себе мозги из полицейского ружья, и дело закрыто.

Нажмите, чтобы увеличить

Но Джерри следует собственной интуиции - сыщика, которая подсказывает ему, что невиновный признался в преступлении, которого не совершал; следует он и данной клятве. В баре аэропорта, на пути в Мексику на заслуженную рыбалку, Джерри решает вернуться и предпринять собственное, не сдерживаемое никем и ничем, расследование. "Для меня это история кризиса пенсионного возраста", - говорит режиссёр Шон Пенн, чья предыдущая совместная с Николсоном работа "Постовой на перекрёстке" снискала международный успех у критики. "Человек находит некую цель в жизни, становящуюся её смыслом. Вот двигатель фильма". Продюсер Майкл Фитцджералд развивает мысль Пенна: "Он одержим избавлением от монстра, которого никто кроме него не видит".

Беседа с бабушкой убитой девочки Аннализой (Ванесса Редгрейв), вселяет в Джерри ещё больше решимости, как и информация, позволяющая протянуть нить к ранее совершённому в том же районе схожему убийству. Человеческая фигура, нарисованная девочкой незадолго до смерти, окончательно убеждает Джерри в том, что убийца на свободе и что рисунок подскажет ему внешний облик преступника.

Нажмите, чтобы увеличить

Но когда Джерри предоставляет найденные им доказательства экс-коллегам и, опираясь на них, выдвигает свои гипотезы, - те отказываются возобновить дело. Но в их отношении к Джерри явно ощутима жалость - старикан просто не может расстаться с работой - и его бывший босс Эрик Поллак (Сэм Шепард) напрямую задает Джерри вопрос об истинной цели его расследования. "Джерри отвечает: я дал обещание, а тебе достаточно лет, чтобы ты помнил времена, когда это что-то значило", - замечает Николсон. "Эту строчку я произносил прямо из сердца. Когда я даю слово, я думаю, это что-то значит".

Когда Джерри обращается к доктору (Хелен Миррен) за анализом рисунка девочки, она высказывает предположение, что, скорее всего, одним убийством дело не закончится. Однако, она предупреждает Джерри о его нездоровой зацикленности на деле: он ведет расследование или расследование ведет его?

Нажмите, чтобы увеличить

Ведомый клятвой, упорный "рыбак" покупает запущенную автозаправку на стратегически важном для расследования перекрестке. "Он отслеживает перекрестки дорог, как рыбак - притоки и подводные течения", - объясняет Николсон. "Он сверяет карты, наблюдает за движением потоков машин и решает, что это - идеальное место для поимки убийцы".

По ходу дела Джерри заводит дружбу с местной официанткой Лори (Робин Райт Пенн), избиваемой бывшим мужем. Джерри предлагает Лори и её маленькой дочери Крисси (Полин Робертс) свой дом и защиту, и его жизнь неожиданно обогащается их компанией.

"Джерри выбирает место прямо в сердцевине района, где произошли убийства", - говорит Пенн. "Но постепенно, в то время как развиваются его отношения с Лори и особенно с Крисси, его мотивы становятся менее однозначны". "У многих его поступков двойственная природа - уже одно это делает этот фильм столь необычным", - говорит Николсон. "Масштаб одержимости Джерри не осознаёшь, пока он не преступает черту и не становится ясно, что он использует девочку в качестве живой наживки". Пенн добавляет: "Мне нравится моральная двусмысленность самой клятвы и того, как Джерри следует ей. Это фильм не об убийце или преступлении. Он о сыщике".

"Этот фильм, прежде всего, - о человеке, давшем обещание и намеревающемся выполнить его", - резюмирует Фитцджералд. "Его обещание движет детективный сюжет. Мы добавляем в смесь игру шанса и наблюдаем, как все это развивается в самых непредсказуемых направлениях". "Существуют сотни кино- и теледетективов, но не думаю, что было что-то подобное нашему фильму", - заключает Николсон.